|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////>
   
- Название презентации: "Кассини исследует Сатурн".
- Автор: Гуров Сергей Михайлович, учитель физики и астрономии Ильинской средней школы.
- Предмет: астрономия.
- Межпредметные связи: физика, химия, география, история.
- Класс: 11
- Вид электронного приложения: дополнительный материал к уроку астрономии "Планеты - гиганты Солнечной системы".
- Форма проведения: индивидуальное изучение во внеурочное время. После несложной доработки может использоваться для проведения школьного Вечера астрономии.
- Время изучения: 4-5 часов.
- Презентация предназначена для расширения знаний учащихся по теме "Планеты-гиганты Солнечной системы", изучаемой в курсе астрономии 11 класса. Для полноценного усвоения предложенного материала рекомендуется еще раз повторить раздел, посвященный планетам-гигантам Солнечной системы, изложенный в школьном учебнике астрономии.
- Информация в приложении содержится в доступном для освоения учащимися виде. В комплект приложения входит План работы с электронным приложением (для ученика), моделирующий различные способы деятельности ученика: познавательный, исследовательский, проблемно-поисковый. Материал электронного приложения помогает расширить знания учащихся в области астрономии, привить навыки самообразовательной деятельности.
- Образовательные цели:
- Познакомить учащихся с различными этапами изучения планеты Сатурн и её спутников, рассказать о новых методах исследования практической астрономии.
- Формировать у учащихся навыки получения информации об окружающем нас мире с помощью современных Интернет-технологий.
- Приобщать к работе с webприложениями операционной системы Windows.
- Развивающие цели:
- Развивать у учащихся навыки мыслительной деятельности.
- Показывать этапы формирования знаний об окружающем нас мире в виде: факты → гипотезы + новые факты → научная теория.
- На примере исследования Сатурна аппаратом "Кассини" рассказывать о нестандартных методах решения конкретных исследовательских задач.
- Развивать у ученика способность выделять главное, обобщать разрозненные факты в единую, целостную картину.
- Воспитательные цели:
- Формировать у учащихся уверенность в познании окружающего мира.
- Воспитывать уважительное отношение ко всему живому на нашей планете Земля, понимать её уникальность в ближайшем космосе.
- Воспринимать экологические проблемы Земли, пытаться найти их решение.
- На примере физических условий на других небесных объектах, показывать, что может случиться на нашей планете, если нарушится её экологическое равновесие.
- Материалы и оборудование.
Персональный компьютер, подключенный к сети Интернет.
- Системные требования:
Windows 2000/XP* Pentium III-800 МГц*128 МБ *клавиатура*мышь*монитор 17', 1024×768, 32 бита.
- Порядок работы с приложением.
Предлагаемый материал имеет ряд особенностей:
- Основная часть материала презентации получена в режиме реального времени из сообщений "новостных" серверов, специализирующихся на космической тематике. Внедрение передовых информационных технологий, использующих Интернет-ресурсы, компьютерную и мультимедийную обработку материала, позволяет по-новому организовать процесс обучения школьников, недоступный "классическим" методикам:
дать возможность учащимся "соприкоснуться" с новейшими достижениями науки;
работать на опережение, т.е. заблаговременно готовиться к наиболее значимым событиям.
В августе 2004 г., из Интернет-источников стало известно, что 13-14 января 2005 г. от станции "Кассини", находящейся на орбите Сатурна, отделится спускаемый модуль "Гюйгенс", который опустится на поверхность Титана- самого крупного спутника планеты. Появилась возможность подготовиться заранее к этому важнейшему для всей мировой космонавтики событию. К концу ноября весь материал был готов, а в начале декабря, на его основе был проведен школьный Вечер астрономии "Кассини" исследует Сатурн", затем было создано электронное приложение для индивидуального изучения.
- Методика изложения материала, размещенного на сайтах, отличается от школьной методики изложения нового материала. Это может создать определённые трудности с его усвоением старшеклассниками. В тоже время переделывать весь материал сайтов на "школьный язык", нет смысла: в самое ближайшее время Интернет станет насущной потребностью каждого ученика. Автор решил данную проблему так: от простого к сложному. Первые странички презентации похожи на страницы школьных учебников. По мере продвижения вперед, они все больше копируют страницы Интернет-сайтов. Чтобы акцентировать внимание на главном, 8-я страница презентации полностью посвящена вопросам. К каждому вопросу даётся подсказка в виде гиперссылки.
- Структурно весь материал презентации разбит на несколько разделов:
страницы 1-3 являются как бы вводными - их чтение не займет много времени;
страница №4 посвящена первым научным результатам, полученным "Кассини". Она состоит из гиперссылок. Выбирая каждую из них, можно познакомиться с материалом более подробно;
страница №5 посвящена кольцам Сатурна. Она устроена также как и 5-я страница;
страница №6 рассказывает об исследовании спутников Сатурна. Она устроена также как страницы №№5, 6;
страница №7 отведена центральному событию - подготовке к спуску на поверхность Титана. Страница также состоит из гиперссылок.
Такое деление материала (несколько условное) объясняется большим объёмом предлагаемой информации. Ученик может поступить так: в первый день выделить 1 час или чуть больше для изучения страниц №№ 1-4, на второй день - 1 час для страницы № 5, минуя предыдущие страницы. Затем в таком же режиме изучить последующие страницы - №№ 6, 7.
Таким образом, можно снизить утомляемость ученика и ограничить его пребывание у компьютера 1-2 часами в сутки.
Порядок работы с приложением подробно описан в Плане работы с электронным приложением для ученика.
Для полноценного усвоения, ученик должен вести рабочую тетрадь. Примерный эскиз (образец) рабочей тетради помещен в папку "Кассини исследует Сатурн" отдельным файлом. Вопросам усвоения материала посвящена страница №8 презентации. Все вопросы 8-й страницы снабжены подсказками.
Материал презентации содержит много новой информации, выходящей за рамки программного материала. Это оправдано тем, что презентация рассчитана на учащихся, проявляющих интерес к астрономии, которые в свободное от занятий время, будут изучать предлагаемый материал. Они могут самостоятельно проверить степень усвоения материала, сравнив свой вариант заполнения рабочей тетради, с вариантом, предложенным автором.
Авторский вариант заполнения рабочей тетради подготовлен отдельным файлом (стр.№44) →
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////>
|
|