Методические рекомендации для учителя.
   Содержание                 "CASSINI" ИССЛЕДУЕТ САТУРН.
                    доп. материал к уроку астрономии "Планеты–гиганты Солнечной системы".   стр.№ 41
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
  
        
  • Название презентации: "Кассини исследует Сатурн".
  • Автор: Гуров Сергей Михайлович, учитель физики и астрономии Ильинской средней школы.
  • Предмет: астрономия.
  • Межпредметные связи: физика, химия, география, история.
  • Класс: 11
  • Вид электронного приложения: дополнительный материал к уроку астрономии "Планеты - гиганты Солнечной системы".
  • Форма проведения: индивидуальное изучение во внеурочное время. После несложной доработки может использоваться для проведения школьного Вечера астрономии.
  • Время изучения: 4-5 часов.
  • Презентация предназначена для расширения знаний учащихся по теме "Планеты-гиганты Солнечной системы", изучаемой в курсе астрономии 11 класса. Для полноценного усвоения предложенного материала рекомендуется еще раз повторить раздел, посвященный планетам-гигантам Солнечной системы, изложенный в школьном учебнике астрономии.
  • Информация в приложении содержится в доступном для освоения учащимися виде. В комплект приложения входит План работы с электронным приложением (для ученика), моделирующий различные способы деятельности ученика: познавательный, исследовательский, проблемно-поисковый. Материал электронного приложения помогает расширить знания учащихся в области астрономии, привить навыки самообразовательной деятельности.
  • Образовательные цели:
    1. Познакомить учащихся с различными этапами изучения планеты Сатурн и её спутников, рассказать о новых методах исследования практической астрономии.
    2. Формировать у учащихся навыки получения информации об окружающем нас мире с помощью современных Интернет-технологий.
    3. Приобщать к работе с web–приложениями операционной системы Windows.
  • Развивающие цели:
    1. Развивать у учащихся навыки мыслительной деятельности.
    2. Показывать этапы формирования знаний об окружающем нас мире в виде: факты гипотезы + новые факты научная теория.
    3. На примере исследования Сатурна аппаратом "Кассини" рассказывать о нестандартных методах решения конкретных исследовательских задач.
    4. Развивать у ученика способность выделять главное, обобщать разрозненные факты в единую, целостную картину.
  • Воспитательные цели:
    1. Формировать у учащихся уверенность в познании окружающего мира.
    2. Воспитывать уважительное отношение ко всему живому на нашей планете Земля, понимать её уникальность в ближайшем космосе.
    3. Воспринимать экологические проблемы Земли, пытаться найти их решение.
    4. На примере физических условий на других небесных объектах, показывать, что может случиться на нашей планете, если нарушится её экологическое равновесие.
  • Материалы и оборудование.
  • Персональный компьютер, подключенный к сети Интернет.
  • Системные требования:
  • Windows 2000/XP* Pentium III-800 МГц*128 МБ *клавиатура*мышь*монитор 17', 1024×768, 32 бита.
  • Порядок работы с приложением.
  •    Предлагаемый материал имеет ряд особенностей:
    1. Основная часть материала презентации получена в режиме реального времени из сообщений "новостных" серверов, специализирующихся на космической тематике. Внедрение передовых информационных технологий, использующих Интернет-ресурсы, компьютерную и мультимедийную обработку материала, позволяет по-новому организовать процесс обучения школьников, недоступный "классическим" методикам:
            — дать возможность учащимся "соприкоснуться" с новейшими достижениями науки;
            — работать на опережение, т.е. заблаговременно готовиться к наиболее значимым событиям.
         В августе 2004 г., из Интернет-источников стало известно, что 13-14 января 2005 г. от станции "Кассини", находящейся на орбите Сатурна, отделится спускаемый модуль "Гюйгенс", который опустится на поверхность Титана- самого крупного спутника планеты. Появилась возможность подготовиться заранее к этому важнейшему для всей мировой космонавтики событию. К концу ноября весь материал был готов, а в начале декабря, на его основе был проведен школьный Вечер астрономии "Кассини" исследует Сатурн", затем было создано электронное приложение для индивидуального изучения.
    2. Методика изложения материала, размещенного на сайтах, отличается от школьной методики изложения нового материала. Это может создать определённые трудности с его усвоением старшеклассниками. В тоже время переделывать весь материал сайтов на "школьный язык", нет смысла: в самое ближайшее время Интернет станет насущной потребностью каждого ученика. Автор решил данную проблему так: от простого к сложному. Первые странички презентации похожи на страницы школьных учебников. По мере продвижения вперед, они все больше копируют страницы Интернет-сайтов. Чтобы акцентировать внимание на главном, 8-я страница презентации полностью посвящена вопросам. К каждому вопросу даётся подсказка в виде гиперссылки.
    3. Структурно весь материал презентации разбит на несколько разделов:
      – страницы 1-3 являются как бы вводными - их чтение не займет много времени;
      страница №4 посвящена первым научным результатам, полученным "Кассини". Она состоит из гиперссылок. Выбирая каждую из них, можно познакомиться с материалом более подробно;
      страница №5 посвящена кольцам Сатурна. Она устроена также как и 5-я страница;
      страница №6 рассказывает об исследовании спутников Сатурна. Она устроена также как страницы №№5, 6;
      страница №7 отведена центральному событию - подготовке к спуску на поверхность Титана. Страница также состоит из гиперссылок.
         Такое деление материала (несколько условное) объясняется большим объёмом предлагаемой информации. Ученик может поступить так: в первый день выделить 1 час или чуть больше для изучения страниц №№ 1-4, на второй день - 1 час для страницы № 5, минуя предыдущие страницы. Затем в таком же режиме изучить последующие страницы - №№ 6, 7. Таким образом, можно снизить утомляемость ученика и ограничить его пребывание у компьютера 1-2 часами в сутки. Порядок работы с приложением подробно описан в Плане работы с электронным приложением для ученика. Для полноценного усвоения, ученик должен вести рабочую тетрадь. Примерный эскиз (образец) рабочей тетради помещен в папку "Кассини исследует Сатурн" отдельным файлом. Вопросам усвоения материала посвящена страница №8 презентации. Все вопросы 8-й страницы снабжены подсказками.
         Материал презентации содержит много новой информации, выходящей за рамки программного материала. Это оправдано тем, что презентация рассчитана на учащихся, проявляющих интерес к астрономии, которые в свободное от занятий время, будут изучать предлагаемый материал. Они могут самостоятельно проверить степень усвоения материала, сравнив свой вариант заполнения рабочей тетради, с вариантом, предложенным автором.
       Авторский вариант заполнения рабочей тетради подготовлен отдельным файлом (стр.№44) →
На начало.                     На страницу 40   На страницу 42                     Выход из приложения.